Конструкция карнизного узла утепленной кровли из металлочерепицы - Строительный портал
Remontnavigator.ru

Строительный портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конструкция карнизного узла утепленной кровли из металлочерепицы

УЗЛЫ СКАТНЫХ КРЫШ С КРОВЛЕЙ ИЗ МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦЫ

    Виктория Донцова 5 лет назад Просмотров:

2 1 УЗЛЫ СКАТНЫХ КРЫШ С КРОВЛЕЙ ИЗ МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦЫ Общая часть Проектирование несущей и ограждающей частей скатных крыш осуществляется на основании ДБН В «Конструкции зданий и сооружений. Покрытия зданий и сооружений. Том 1. Проектирование». В этом документе приводятся основные положения по проектированию стропильных систем и кровельных материалов для скатных крыш главным образом для зданий жилого и административного назначения. Однако, кровельный материал из оцинкованной стали с полимерным покрытием под названием «металлочерепица» в этом документе практически не представлен, поэтому определенный интерес представляют другие нормативные документы (пособия), в которых вопросы проектирования кровли из металлочерепицы рассмотрены более предметно (например, «КРОВЛИ. Технические требования, правила приемки, проектирование и строительство, методы испытаний (пособие)» М. ФГУП ВНИИНТПИ ГОССТРОЯ РОССИИ, 1997). Основными признаками, характеризующими скатные крыши (по ДБН В ), являются: ФВ крыша, чердачное пространство которой в период эксплуатации здания функционально используется; НВ крыша, чердачное пространство которой в период эксплуатации здания функционально не используется; ЗВ чердачная крыша с наружным водостоком; ВВ чердачная крыша с внутренним водостоком. УЗЛЫ СКАТНЫХ КРЫШ С КРОВЛЕЙ ИЗ МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦЫ

3 2 Основными несущими элементами скатной крыши являются: Основная несущая система скатной крыши (стропильная система) может быть выполнена из: деревянной доски; деревянного бруса; тонкостенных металлических прогонов. Второстепенная несущая система (обрешетка) может быть выполнена из: деревянной доски; деревянного бруса; металлического тонкостенного профиля. Рис Расположение «типовых узлов» скатной крыши В состав ограждающей части скатной крыши входят: кровельный материал металлочерепица для защиты подкровельного пространства от атмосферного воздействия; кровельные аксессуары планки металлические для устройства ребер скатов; элементы безопасности снегозадержатели, лестницы, ограждения и т.п.; теплоизоляция минеральная вата для обеспе- чения тепловлажностного режима чердачного помещения; паро-, гидро- и ветрозащитные пленки для защиты теплоизоляции от поступления влаги и выветривания; вспомогательный конструктивный элемент контррейка для крепления гидро- и ветрозащитных пленок; элементы несущей обрешетки для внутренней отделки чердачного помещения; внутренняя отделка чердачного помещения; крепежный материал самонарезающие винты (шурупы) для крепления металлических и деревянных элементов крыши. Кровля из металлочерепицы применяется для скатных крыш любой сложности, минимальный уклон скатов должен составлять 14 (25%). «Типовые узлы» скатной крыши характеризуются расположением на поперечном разрезе здания (рис.2.1.1). КР карниз ската; ХС характерное сечение ската; КН конек ската. УЗЛЫ СКАТНЫХ КРЫШ С КРОВЛЕЙ ИЗ МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦЫ

4 Утепленная крыша по деревянным стропилам и обрешетке с организацией «двухконтурной» вентиляции подкровельного пространства Применяется в случае размещения теплоизоляции между деревянными стропилами на двускатной крыше. Расчетная толщина теплоизоляции меньше расчетной высоты стропил. 3 Рис Карнизный узел ската УЗЛЫ СКАТНЫХ КРЫШ С КРОВЛЕЙ ИЗ МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦЫ

5 4 Рис Узел в месте изменения уклона ската. Угол выпуклый

6 5 Рис Коньковый узел двускатной крыши

7 6 Рис Узел примыкания ската к стене здания. Разрез по скату

8 7 Рис Коньковый узел односкатной крыши

9 8 Рис Узел в месте изменения уклона ската. Угол вогнутый

10 9 Рис Узел устройства ендовы

11 10 Рис Узел устройства фронтона

12 11 Рис Узел примыкания ската к стене здания. Разрез поперек ската

13 12 Рис Узел примыкания ската к камину

14 13 Рис Узел устройства вентиляционного канала

15 14 Рис Узел устройства вытяжной трубы с фартуком из оцинкованной стали

16 15 Рис Узел устройства вытяжной трубы с герметичным корпусом

17 16 Рис Узел устройства антенного выхода

18 17 Рис Узел устройства снегозадержателя и ограждения ската

19 18 Рис Узел устройства мансардного окна. Разрез по скату

20 19 Рис Узел устройства мансардного окна. Разрез поперек ската

21 20 КАРТА РАЙОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ ПО ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЯМ ВЕСА СНЕГОВОГО ПОКРОВА

22 21 КАРТА РАЙОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ ПО ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЯМ ВЕТРОВОГО ДАВЛЕНИЯ

Монтаж карнизной части кровли из металлочерепицы

Сырость под металлической крышей возникает при любой толщине утеплителя и в любое время года. Это результат конденсации воздуха на обратной стороне кровельного покрытия. Необходимо предусмотреть надёжную гидроизоляцию и вентиляцию подкровельного пространства.

Устройство карнизного свеса на крыше из металлочерепицы

Не одни лишь просчёты в устройстве теплоизоляционного слоя приводят к его намоканию. Дело в том, что влага под металлической крышей образуется при любой толщине утеплителя и в любое время года. Она является результатом конденсации воздуха на обратной стороне любого металлического кровельного покрытия.

Металл за счёт своей высокой теплопроводности нагревается и остывает намного быстрее, чем воздух под крышей. Возникает эффект «точки росы», который можно наблюдать при запотевании стекол в автомобиле или зеркал в ванной комнате. Сделать с этим решительно ничего нельзя — физика есть физика. Поэтому гидроизоляционные мембраны или плёнки при устройстве утеплённой кровли попросту необходимы.

Гидроизоляция и вентиляция металлической кровли

Слой такой гидроизоляции должен быть сплошным. Совсем не обязательно его проклеивать, как пароизоляцию — просто гидроизоляционный материал нужно укладывать с необходимым перехлёстом, чтобы с верхнего полотна влага стекала на нижнее и далее, а не подтекала под него.

Кстати, именно поэтому в утеплённой кровле не рекомендуется использовать гидроизоляционные плёнки с микроперфорацией — намокая, они перестают выполнять свои функции и влага может попасть в утеплитель в любом месте.

Другой важный момент в том, что конденсировавшаяся под крышей влага должна быть оттуда удалена, для чего между кровельным металлом и слоем подкровельной гидроизоляции оставляют некоторый зазор под вентиляцию.

Такой вентиляционный зазор должен быть непрерывным по длине всего ската начиная с карниза вплоть до конька, иначе в нём попросту не будет смысла.

На карнизе должен быть обеспечен вход воздуха в подкровельное пространство для его эффективной вентиляции.

Наличие вентилируемого канала обеспечивается контробрешёткой, которая монтируется поверх гидроизоляции, на стропильные ноги. Она же служит основанием для обрешётки. Для защиты стропил от влаги, проникающей через места крепления контробрешётки, закреплённой поверх гидроизоляционной мембраны, рекомендуется использовать уплотнительную самоклеящуюся ленту из вспененного полиэтилена.

Требование вентиляции подкровельного пространства проще соблюсти при наличии простой двухскатной крыши. В этом случае поток воздуха, попадающий туда, естественным образом проходит между соседними брусками контробрешётки снизу вверх.

Куда сложнее продумать и воплотить условия для качественной вентиляции подкровельного зазора на замысловатых крышах, характерных для большинства утеплённых мансард. Да ещё при наличии мансардных окон и других конструкций, проходящих сквозь кровельный пирог и полностью блокирующих вентзазор.

В подобных ситуациях монтаж контробрешётки осуществляют с разрывами. Воздушный поток идёт по более замысловатой траектории (змейкой). Однако при этом сохраняется возможность удалять из подкровельного пространства максимальное количество влаги.

Ещё один важный момент — монтаж лобовой доски. Порой её крепят под самый срез кровельного покрытия, закрывая вентиляционный зазор, образуемый контробрешёткой. Лобовая доска должна крепиться на торце по уровню среза стропил, но не выше.

Стоит также добавить, что различные дополнительные компоненты кровельной системы, элементы кровельной вентиляции (аэраторы, защитные ленты, вентиляционные выходы) — вовсе не модные аксессуары, а необходимые для её правильного функционирования изделия.

Карнизный свес как отправная точка крыши

Карниз отводит воду от стен дома и является важным архитектурным элементом здания. Кроме того, устройство карнизного свеса крайне важно с точки зрения обеспечения хорошей вентиляции подкровельного пространства. Можно сказать, что качество и долговечность утеплённой крыши в целом закладываются конструкцией карниза.

Что делать с гидроизоляционной мембраной на карнизной части крыши? Чуть ли не у каждого доморощенного мастера свои «решения», которых не найдешь ни в какой инструкции. И с большой долей вероятности этот узел, выполненный такими «универсальными» специалистами, будет обустроен неправильно.

Однако непродуманная конструкция карниза может привести к плачевному результату. Если вентиляционный зазор будет перекрыт скоплением снега или льда, крыша наверняка будет испытывать проблемы даже в том случае, когда остальные элементы окажутся выполнены безупречно.

Если постараться, то можно найти целый спектр возможных вариантов (над стеной, у лобовой доски, на лобовой доске, в водосточном желобе, где-то в карнизной подшивке). Однако стоит озадачиться вопросом, для чего это нужно — и всё встаёт на свои места.

Некоторые технические руководства рекомендуют заводить гидроизоляцию в водосточный жёлоб. Мало того, что эта попросту недостижима. Ведь жёлоб устанавливают с уклоном в 3 мм на погонный метр, то есть его положение по отношению к лобовой доске, над которой выпущена гидроизоляция, непостоянно.

Заправить полотно мембраны в водосток достаточно проблематично, а на начальном его отрезке и вовсе невозможно. Там жёлоб расположен выше уровня мембраны. В самой нижней своей точке водосток находится порой значительно ниже выхода мембраны. Придётся частично заправить мембрану в жёлоб где возможно, а где невозможно — просто обрезать по торцу лобовой доски?

Читать еще:  Дезинфекция подвала после прорыва канализации?

Но и это ещё не всё. Такой вывод гидроизоляции попросту создаёт «ступеньку», которая уже сама по себе препятствует стоку конденсата, а самое главное — практически перекрывает вентиляционный зазор между утеплителем и кровельным покрытием.

Кроме того, водосток зимой вполне естественно забит снегом, а значит и вентзазор тоже будет перекрыт сугробом. К чему может привести такое закупоривание? Стекать конденсату будет некуда — на карнизе снег. Вскоре образуется ледяная пробка. И подкровельная вентиляция не работает, и до повреждения гидроизоляционной мембраны недалеко.

На самом деле оптимальное техническое решение следующее: необходим специальный металлический элемент — капельник конденсата на торце лобовой доски, на который и будет отводиться конденсат и талая вода с гидроизоляционной мембраны.

Однако здесь порой и начинается путаница, когда капельником называют карнизную планку, которая подытоживает укладку кровельного покрытия и обеспечивает сток воды в жёлоб. Главное же отличие и предназначение капельника в том, что на нём заканчивается гидроизоляция. Точнее, она к нему приклеивается герметизирующей лентой.

Правильная конструкция карниза с карнизной планкой и капельником представлена на схеме.

Невооруженным глазом видно, что данное решение обеспечивает беспрепятственный заход воздуха в вентилируемый зазор подкровельного пространства и оптимальным образом организует отвод талой воды, осадков и конденсата. Для защиты от птиц и насекомых его рекомендуется закрыть карнизной вентиляционной лентой.

Нельзя не упомянуть и про другой, «скандинавский» вариант устройства вывода гидроизоляции, когда подкровельная мембрана не доводится до карниза и обрывается где-то в области вентилируемой подшивки на расстоянии 200 мм от края стены. Капельник в этом случае не используется. Такой вариант внешне выглядит более эстетично и также хорошо обеспечит вентиляцию крыши.

При этом подшивка в данном случае должна обеспечивать свободный доступ воздуха и выполняться только обрезной доской с достаточным (не менее 10 мм) зазором между досками. А конденсат может капать из щелей и образовывать не особо эстетичного вида сосульки и из-под подшивной доски.

Конечно, капель или сосульки на капельнике также периодически наблюдаются — это показатель того, что конденсат из подкровельного пространства удаляется. Но при этом вода гарантированно отводится не только от стен дома, но и от подшивки карнизных свесов, а это не одно и тоже, что капель или сосулька на подшивке карниза.

Таким образом, именно схему с капельником можно уверенно назвать наиболее практичной и оправданной в нашем климате. При этом карнизная планка, которая крепится только под листом кровельного материала, обуславливает прямой вывод непосредственно в жёлоб только осадков и талой воды.

Она должна заходить в жёлоб в верхней точке примерно на одну треть. Для чего это нужно? Во-первых, вода с крыши будет течь в жёлоб даже при боковом ветре, а в зимнее время планка будет защищать вентиляционный зазор от снега. Само собой разумеется, что в нижней точке жёлоба карнизная планка может оказаться выше его края. Тогда под неё можно проложить полосу из того же металла. Видно её не будет, а польза несомненна.

Многие из перечисленных неприятностей могут быть исключены в случае использования готовых кровельных систем, которые разработаны специалистами и учитывают все детали технологии и особенности конструкции кровли из металлочерепицы.

При наличии всего необходимого знание задачи способствует интуитивному пониманию того, что и куда «цеплять», даже если отсутствовало изначальное представление о функциях того или иного элемента.

Конструкция и узлы устройства кровли из металлочерепицы

Обустройство кровли из металлочерепицы ‒ это, довольно сложный и трудоемкий процесс. Поэтому, для безопасного, быстрого и качественного, сооружения подобной крыши, требуются, как минимум два, физически-крепкие строители.

Преимущества металлочерепицы

Повсеместное распространение металлочерепицы обусловлено сочетанием в этом типе кровельного материала следующих достоинств:

  • Экономическая целесообразность. По сравнению с большинством прочих кровельных покрытий, металлочерепица обладает сравнительно невысокой стоимостью. Еще более выгодным приобретение такой крыши делает возможность отказаться от найма строителей для ее обустройства, а также долгий срок эксплуатации.
  • Малый вес. При среднем весе 1 кв. м материала порядка 6 кг суммарная масса кровли получается сравнительно небольшой. Это позволяет обойтись без применения мощной и дорогостоящей стропильной системы. К тому же, легкая крыша не требует установки сплошной обрешетки, что упрощает расчет кровли и удешевляет работы.
  • Устойчивость против воздействия внешних факторов. Защита обеспечивается использованием в конструкции кровельного листа нескольких защитных слов. Поэтому металлическая основа полотна не боится ни длительного воздействия влаги, ни прямых солнечных лучей, ни повреждений во время укладки или при граде.
  • Эстетика. Технология производства металлочерепицы позволяет формировать абсолютно любую фактуру. Соответственно, на рынке можно без труда подобрать подходящий к общему экстерьеру здания вариант. Еще более расширяет ассортимент возможность окраски листов во все оттенки палитры.
  • Пожаробезопасность. Основа металлочерепицы – лист из оцинкованной стали. Этот материал совершенно негорюч, за счет чего является абсолютно пожаробезопасным.

Означенные достоинства покрытия из металлочерепицы делают ее самым практичным, доступным и привлекательным внешне вариантом обустройства кровли. Внимание! Металлочерепицу рекомендуют применять на крышах, которые имеют угол наклона ската не менее 14 градусов.

Крепление торцевой планки

Для закрепления торцевой планки её притягивают саморезами к самым высоким точкам листов металлочерепицы в каждую вторую волну.

Поскольку эти точки расположены на одинаковом расстоянии от обрешётки, торцевая планка не будет деформироваться при затягивании саморезов до штатного сжатия прокладки.

Кроме этого, крепят торцевую планку к фронтонной доске саморезами с шагом не более 0,8 м. Поскольку эти саморезы будут хорошо просматриваться, их прикручивают саморезами в соответствии с разметкой с целью соблюдения ритма.

Конструкция «кровельного пирога»

Очень часто мы слышим от строителей или проектировщиков сочетание «кровельный пирог». При укладке гибкой черепицы самостоятельно важно понимать, что именно от правильно смонтированного «кровельного пирога» будет зависеть долговечность и практичность кровли. Пирог выполняется слоями и включает в себя: стропильную систему, пленки, утеплитель, подкладочные ковры и так далее. Каждый слой укладывается последовательно и выполняет свою важную функцию.

«Кровельный пирог» для холодной (без утепления) и теплой (с утеплением) крыши будет разным. Нетрудно догадаться, что с холодной кровлей справиться гораздо легче. Примерная схема холодной кровли ниже:

1. Гибкая черепица 2. Подкладочный ковер 3. Основание (ОСБ плита) 4. Деревянная обрешетка 5. Стропильная нога

«Кровельный пирог» для утепленной кровли имеет гораздо больше слоев. Схема всей конструкции выглядит так:

1. Гибкая черепица 2. Подкладочный ковер 3. Пленка (Ветрозащитная мембрана) 4. Утеплитель (минеральная вата) 5. Пароизоляционная пленка 6. Основание (ОСБ плита) 7. Разреженная обрешетка 8. Контрбрус для создания вентканала 9. Стропильная нога 10. Обрешетка под утеплитель 11. Подшивка чердака

Технология устройства утепленной кровли из металлочерепицы

Схема устройства теплой крыши (кровельный пирог)

С физической точки зрения ни один из слоев кровли по утепленной технологии не производит тепло. Такое название дано способу с коммерческой целью. При данном варианте минимизируется потеря тепла, но не устраняется полностью.

Теплая кровля помогает сэкономить на содержании постройки. В отопительный сезон для обогрева такого дома требуется меньшее количество энергии.

Процедура устройства теплой кровли из металлочерепицы состоит из укладки следующих покрытий:

  • деревянной подшивки;
  • пароизоляционного материала, обеспечивающего задержку тепла в помещении;
  • утеплителя, предотвращающего поступление холодного воздуха с улицы;
  • гидробарьера, защищающего предыдущие слои от влаги;
  • контробрешетки и обрешетки;
  • металлочерепицы.

Временные и денежные затраты при использовании данного метода будут немаленькие, но в дальнейшем это позволит экономить немаленькие денежные средства. Единственным существенным недостатком способа является вероятность выхода из строя стропильных элементов, поэтому выполнять монтажные работы должен профессионал.

Особенности вентиляции пространства под кровлей

Различают два типа подкровельной вентиляции: естественная и принудительная. При использовании первой технологии циркуляция воздуха происходит благодаря перепадам температуры. Монтаж естественной вентиляции выполняется в несколько этапов:

  • между гидроизоляционным и кровельным слоями оставить свободное пространство;
  • смонтировать между слоями каркас из обрешетки и контробрешетки;
  • проконтролировать свободное попадание воздуха под кровлю;
  • сделать отдушины в контуре: верхние – в карнизном свесе, нижние – в районе ската.

Для мансардной крыши используют принудительную вентиляцию. Отличие этого способа заключается во встраивании коньковых отдушин в электрические вентиляторы. С их помощью теплый воздух вытягивается наружу. Установка вентиляционного слоя осуществляется между кровельным и гидро- или теплоизоляционным слоями. Единственным недостатком этой технологии является повышенная пожарная опасность.

Читать еще:  Самая простая струбцина из подручных материалов

Устройство кровли из металлочерепицы – технология укладки

Металлочерепица – кровельное покрытие на основе оцинкованной стали с волнообразным профилем, имитирующим форму керамической черепицы. Она является одним из наиболее популярных материалов для возведения крыши. В строительных магазинах представлен широкий представлены все сопутствующие элементы для создания кровли из металлочерепицы (коньковые профиль, ендовы, карнизные, фронтонные планки), чтобы выполнить кровельные работы своими руками. В этой статье мы расскажем, как выглядит технология устройства кровли из металлочерепицы.

Характеристики материала

Металлочерепица – кровельное покрытие на основе оцинкованной стали с полимерным или лакокрасочным слоем, используемое для возведения холодной или теплой кровли. Она производится методом холодного проката из стальных заготовок. Сильными сторонами металлочерепицы считаются:

  • Легкий вес. Один квадратный метр металлочерепицы весит 5,5-6,5 кг, что позволяет выполнять укладку на разреженную обрешетку, не усиливая стропильный каркас крыши.
  • Долгий срок службы. Качественная металлочерепица, а также доборные элементы из оцинкованной стали эксплуатируются более 20-25 лет при грамотном обслуживании и своевременном ремонте.
  • Устойчивость к коррозии. Цинковый слой, полимерное покрытия надежно защищают сталь от воздействия воды, потому металлочерепица не подвергается коррозии.
  • Высокая несущая способность. Благодаря волнистому профилю, металлочерепица обладает высокую несущую способность и не деформируется под воздействием интенсивных нагрузок.
  • Устойчивость к перепадам температуры. Перепады температуры не оказывают влияние на прочностные качества, целостность материала, поэтому он используется во всех климатических зонах.

Важно! Покрытие из металлопрофиля рекомендуется укладывать на односкатные и многоскатные крыши с уклоном не менее 12 градусов. Для монтажа холодной кровли потребуется непосредственно кровельный материал, а также доборные элементы: ендовы, коньки, карнизные или фронтонные планки, элементы водостока, софиты для подшивки карнизов, молниезащита, снегозадержатели. Конструкция теплой крыши подразумевает дополнительное использование утеплителя и пароизоляции.

Выбор элементов

Крыша из металлочерепицы – многослойная конструкция, элементы которой взаимодействуя друг с другом, повышают ее качество и срок службы. Строение холодной кровли состоит из гидроизоляции, обрешетки и кровельного покрытия, а в состав теплой входит еще пароизоляция и слой утеплителя. Опытные мастера рекомендуют выбирать материалы для устройства крыши в соответствии со следующими критериями:

  1. При выборе металлочерепицы играют роль всего 2 показателя – высота гофры и толщина стали. Чем эти показатели выше, тем больше прочность и несущая способность кровельного покрытия. Необходимое количество листов рассчитывают, исходя из площади скатов и полезной площади полотна.
  2. Доборные элементы, такие как карнизная и фронтонная планка, приобретаются в зависимости от метража свесов с учетом нахлеста 15-20 см. Они подбираются в тон металлочерепице.
  3. Ендовы используются для оборудования стыков между скатами в многоскатных, сложных конструкциях. Они представляют собой стальные планки в виде уголка с полимерным покрытием.
  4. Коньковый профиль используется для оборудования конька крыши. Коньковые элементы, как и ендовы, представляют собой уголки с крепежными полочками 20-50 см. Чем шире полочки, тем лучше профиль защищает от проникновения влаги зазор между листами материала.

Учтите, конструкция теплой кровли намного проще, чем теплой, так как она состоит всего из 3 слоев. Однако, кровельные комплектующие применяются для устройства крыши любого типа. Качественные доборные элементы помогают сохранить целостность кровельного полотна при оборудовании узлов примыкания к вертикальным и горизонтальным поверхностям, места прохода труб и аэраторов через скат, сводя к минимуму риски возникновения протечек.

Кровельный пирог

Основа долговечности и надежности крыши – грамотно составленный кровельный пирог из совместимых материалов, который обеспечивает герметичное и прочное покрытие. Конструкция крыши из металлопрофиля имеет многослойное строение, выполняющие 4 важных функции: гидроизоляция, термоизоляция, пароизоляция, ветрозащита. Кровельный пирог под металлочерепицу состоит из следующих ингредиентов:

  • Пароизоляция. Она защищает стропильный каркас от проникновения пара, насыщенного влагой, из нагретых помещений верхнего этажа или мансарды. Пароизоляция – диффузная мембрана, которая пропускает воздух, но не дает пройти воде, она крепится на нижнюю поверхность стропил строительным степлером.
  • Термоизоляция. Утеплитель монтируют между стропильными ногами каркаса крыши. Слой термоизоляции, необходимый для поддержания оптимального температурного режима, рассчитывают, исходя из климатических условий. В конструкцию холодной крыши утеплитель не входит.
  • Гидроизоляция. Гидроизоляционный материал укладывается поверх стропил, чтобы защитить деревянные элементы каркаса от проникновения влаги снаружи. В качестве гидроизоляции применяется пленка или мембраны. Для устройства холодной кровли допускается использование рубероида.
  • Контробрешетка. Рейки толщиной 2-3 см, уложенные вдоль стропил, образуют контробрешетку, которая формирует вентиляционный зазор между слоями кровельного пирога.
  • Обрешетка. Металлочерепица монтируется на решетчатую обрешетку, закрепленную перпендикулярно стропилам. Этот элемент конструкции отвечает за распределение веса кровельного покрытия и придание жесткости скатам.

Учтите, что инструкция предписывает использование вспомогательных элементов, которые формируют герметичное покрытие, со всех сторон защищенное от проникновения влаги. Если выполнять устройство кровли из металлочерепицы, используя ендовы, коньковый профиль и различные планки примыкания, то протечек не будет даже во время обильных ливней.

Требования к обрешетке

Укладка металлочерепицы выполняется на прочное основание – обрешетку. Обрешеткой называют настил из деревянных досок или брусков, уложенных с просветом, к которому прикрепляют кровельный материал. Элементы обрешетки должны поддерживать кровельное полотно в 3 местах, чтобы предотвратить деформацию: по бокам листа и в центре. К обрешетке предъявляются следующие требования:

  1. Инструкция предписывает монтировать для настила металлочерепицы обрешетку с шагом 30-50 см в зависимости от длины волны кровельного покрытия.
  2. Древесину для изготовления обрешетки обрабатывают антисептическими и огнеблокирующими составами, чтобы защитить от гниения и повысить сопротивляемость к огню.
  3. В местах, где крепятся ендовы, коньковый профиль или снегозадержатели, обрешетку усиливают дополнительным элементом. Это делается так как ендовы и другие разжелобочные элементы являются местами скопления жидкости и снега, поэтому нагрузка на стропила там выше.

Опытные мастера утверждают: чем более пологие у крыши скаты, тем меньше должен быть шаг обрешетки. Такая инструкция объясняется тем, что с крыш с маленьким уклоном жидкость и снег не соскальзывают самостоятельно, а задерживаются, в результате чего нагрузка на стропила и обрешетку повышается.

Технология укладки

Укладка металлочерепицы выполняется после окончания сборки стропильного каркаса и обрешетки. Чтобы избежать намокания деревянных элементов каркаса, нужно выполнять монтаж в сухую погоду. Из соображений безопасности запрещается производить высотные работы в ветреную погоду. Чтобы качественно уложить металлопрофиль. Существует следующая инструкция:

  • Поверх стропильных ног укладывают гидроизоляционный материал, начиная с кровельного свеса. Укладка производится с небольшим провисанием, чтобы под давлением воды гидроизоляция не лопнула. К стропилам пленка крепится степлером, нахлест между полосами делают 10-15 см, проклеивая его клейкой лентой.
  • Вдоль стропил прямо поверх гидроизоляции устанавливают рейки контробрешетки, которые формируют вентиляционный зазор, необходимый для защиты кровельного материала от конденсата.
  • Затем перпендикулярно стропильным ногам каркаса фиксируют к контробрешетке обрешетку с шагом, равным длине волны металлопрофиля.
  • Выполняют раскрой листов металлочерепицы под размеры ската. Если покупать материал напрямую у производителя, то нарезка выполняется в заводских условиях, поэтому горизонтальных стыков между листами не будет. Резать металлопрофиль вне производства можно циркулярной пилой, электролобзиком или ножовкой по металлу.
  • Начинают укладку с нижнего правого края ската. Если укладка выполняется в один ряд, то листы крепятся друг за другом. Если монтаж идет в 2 ряда, то сначала укладывают крайний лист снизу ската, затем фиксируют лист над ним, потом 2 лист первого ряда и так далее.
  • Крепят лист к обрешетке при помощи кровельных саморезов с резиновой прессшайбой, которая закрывает крепежное отверстие от проникновения воды. Саморезы вкручивают строго под прямым углом к поверхности кровельного материала, оставляя зазор 1-2 мм, чтобы не деформировать его. Для фиксации 1 листа требуется 10-15 саморезов.
  • Металлочерепицу при монтаже нахлестывают друг на друга на 1 волну. Место перекрывания листов фиксируется саморезов через капиллярную канавку.

Обратите внимание! При фиксации металлочерепицы важно не перекрутить саморез, чтобы избежать деформации материала и сколов на полимерном покрытии. Для этого лучше работать шуруповертом на низких оборотах.

Монтаж доборных элементов

На укладке кровельного материала устройство крыши из металлочерепицы не заканчивается. Чтобы сделать конструкцию более прочной, защищенной от атмосферной влаги и завершенной, нудно установить ендовы, коньковый профиль и карнизные планки. Работы выполняются в следующем порядке:

  1. Устанавливают коньковый профиль. Оп прикрепляется к обрешетке вдоль конькового соединения кровельными саморезами. Для защиты торцов профиля от попадания воды используют специальный уплотнитель.
  2. Фиксируют ендовы и другие разжелобочные элементы. Для защиты стыков между скатами и мест примыкания к вертикальным поверхностям устанавливают специальные планки.
  3. Карнизные и фронтонные свесы оборудуют специальными планками, защищающими от влаги и ветра.
  4. Зашивают карнизные и фронтонные свесы софитами. Эти перфорированные панели защищают нижнюю поверхность ската, не защищенную гидроизоляцией, от контакта с водой.
  5. Устанавливают водосток, снегозадержатели и молниезащиту.

Помните! Ендовы, коньки, планки примыканий и водосток – не декоративные ‘элементы кровли. Они выполняют функцию защиты полотна от протечек, герметизируя его. При условии правильного оборудования кровельного пирога и использовании вспомогательных комплектующих, крыша из металлочерепицы прослужит 20-30 лет.

Карнизная планка для металлочерепицы: размеры, устройство, способы монтажа

Построить карнизный свес кровли из металлочерепицы нужно будет до укладки кровельного покрытия. Защитить деревянные детали кобылок и обрешетки можно и последующей подшивкой софитов, но такой способ оказывается более трудоемким, поэтому лучше закрыть карнизы заранее, когда ничего не мешает набивке профилированной планки.

Читать еще:  Оригинальная вешалка для одежды из обычных гвоздей

Что такое карнизный свес металлочерепицы

В просторечии его называют карнизом или концевой планкой. Профессиональные кровельщики, когда говорят о карнизном свесе металлочерепицы, имеют в виду нижнюю часть листа на скате, которая выходит за пределы периметра стен здания.

Карниз металлочерепицы — это не 50 мм поверхности, свешивающихся с карнизной доски. В состав узла свеса входят:

  • Нижняя кромка листа металлочерепицы;
  • Ветровая или карнизная доска каркаса ската;
  • Капельник;
  • Карнизная планка.

Все они устанавливаются на свесах под металлочерепицей и оказывают существенное влияние на долговечность и надежность кровли. Непосредственного влияния на работу карнизной планки они не оказывают, но некоторые из доборных элементов приходится устанавливать до монтажа защитной накладки, поэтому всегда приходится учитывать место их размещения и размеры доборов.

Нужна ли карнизная планка для металлочерепицы

Разумеется, можно обойтись и без оборудования свеса металлочерепицы. Для некоторых типов крыш используют упрощенный вариант оформления нижней кровельной кромки. В этом случае оставляют вылет нижнего края металлочерепицы на расстоянии 50-60 мм от плоскости стены. Чтобы удалять влагу, металлическую кромку подшивают на стену профилированной планкой – желобом, наподобие той, что устанавливается на фронтонных накладках металлочерепицы.

Подобный случай — скорее исключение из правил, используется он крайне редко. Для обычных двухскатных крыш ставят карнизный свес под металлочерепицу с целью обеспечения:

  • Защиты мауэрлата и опорной части стены от дождя и ветра;
  • Отведения дождевой и талой воды от отмостки фундамента;
  • Организации устойчивого притока воздуха в вентиляционные каналы под металлочерепицей.

В отличие от профнастила, у которого волнистое профилированное сечение уже образует каналы, по которым притекающий воздух может частично убирать пароконденсат, у металлочерепицы такой возможности нет. Поэтому эффективная вентиляция утеплителя и кровли может быть обеспечена только за счет правильного выбора схемы обустройства карнизного свеса.

Виды карнизных свесов для металлочерепицы

Для того чтобы эффективно удалять влагу и водяные пары, используют два варианта оформления карнизного свеса. Наиболее простой вариант разработан и предложен к эксплуатации известным финским производителем металлочерепицы RANILA.

Внутреннее отведение влаги с карнизного свеса

В этом случае пароизоляция, уложенная под кровлю, раскатывается не до нижнего конца карнизного свеса, а обрезается на середине вылета стропильных балок или кобылок крыши. В этой части утеплителя под металлочерепицей нет, поэтому практически вся конденсированная влага стекает не к планке карниза, а прокапывает сквозь подшивку свеса. Чтобы избежать обледенения подшивки, в данном случае вместо перфорированных панелей софитов кровлю подбивают деревянными рейками.

Данный способ хорошо работает в условиях северного морозного воздуха, в средних широтах карнизы на свесах зачастую обрастают огромным количеством льда и сосулек.

Классический вариант карнизного свеса под металлочерепицей

Внутреннее удаление пароводяного конденсата используется в ситуации, когда на крыше из металлочерепицы и на водосточных желобах скапливается огромное количество снега, препятствующего нормальному притоку воздуха под кровлю. Для обычных условий оптимальным вариантом будет классическое устройство карниза. Один из вариантов свеса приведен на схеме ниже.

В этом случае конденсат из-под металлочерепицы удаляется потоком воздуха, притекающего через специальное отверстие в торцевой части карниза кровли.

Устройство карниза металлочерепицы

Конструктивно карнизный свес представляет собой пакет из слоя гидроизоляции, обрешетки пароизолирующего полотна и кровельного покрытия из металлочерепицы.

Кромка материала пароизоляции выводится и укладывается на планку капельника. Между кровельным покрытием и контробрешеткой образуются вентканалы для притока воздуха. Поверх приемных окошек установлена карнизная планка. Завершающим элементом свеса является система водосточных желобов, уложенных на монтажные крюки.

Размеры карнизной планки для крыши из металлочерепицы

На вертикальной торцевой поверхности свеса устанавливается накладка из оцинкованного тонколистового материала. Планка выполнена в виде Г-образного профиля, вертикальная полка которого нашивается на торец, горизонтальная набивается на деревянную подшивку краевой зоны стропил контробрешетки.

Стандартные размеры карнизной планки для металлочерепицы равны 118х80 мм, угол раскрытия профиля равен 120 о . По нижней кромке выполнен усиливающий загиб, равный 10 мм. Планка для свеса изготавливается из оцинковки толщиной 0,8 мм.

Монтаж карниза для металлочерепицы

К обустройству карнизного узла приступают после завершения работ по установке стропильных балок. Для того чтобы карниз получился ровным, без волны и уклонов по горизонту, стропила зачищают и выравнивают под набивку планок контробрешетки.

Монтаж деревянного основания

К сборке карнизного свеса можно приступать после того, как будут усилены концы стропил, для этого по линии свеса нашиваются без зазора две горизонтальные доски.

Вертикальную поверхность торцов стропил зашивают лобовой доской.

Установка главных деталей карнизного свеса

После того как лобовая доска установлена на свое место, необходимо набить металлическую планку капельника. Это главный элемент карниза, так как по капельнику из-под металлочерепицы удаляется избыток конденсата.

Планку укладывают на лобовую доску и обрешетку отогнутой кромкой вниз и крепят к деревянному основанию саморезами и шуруповертом. Следующим этапом на поверхность основания укладывается пароизоляционная мембрана, ее край должен полностью заходить на отогнутую полку капельника. Полотно крепят на двухсторонней клейкой ленте.

Поверх пароизоляции укладывают рейки контробрешетки, чтобы древесина не порвала полотно, опорную поверхность планок подшивают ленточным уплотнителем.

Далее вдоль нижней кромки карнизного свеса нашивают две горизонтальные планки или брусы, того же сечения и размеров, что и элементы контробрешетки.

Этот этап завершается укладкой реек обрешетки, и можно приступать к установке креплений водостока и карнизной планки.

Завершающий этап

Так как изготовление системы водоотведения требует подвеса приемных желобов, перед установкой карнизной планки на свес необходимо закрепить монтажные крюки. Они крепятся саморезами прямо к двум нижним рейкам обрешетки карнизного свеса.

Понятно, что уложенные на бруски держатели будут выступать над поверхностью обрешетки, чтоб спрятать их, приходится укладывать еще один ряд деревянных реек. На крюки крепится водоотводящий желоб, а поверх только что уложенных брусков-накладок устанавливается карнизная планка кровли из металлочерепицы.

Нижний край добора заводится внутрь желоба. Остается лишь уложить металлические листы кровли и закрепить их на обрешетке.

Советы и рекомендации

Больше всего ошибок допускается на этапе укладки полотна пароизоляции и установки капельника. Обычно полотно стараются не заводить на планку капельника, а поднять и уложить на уровне карнизной металлической накладки. В этом случае капельная система остается сухой, а большая часть конденсата стекает и собирается лужей под металлическим листом кровли, так как преодолеть подъем через дополнительный деревянный брус вода не в состоянии.

Идея сливать конденсат в желоб хороша, но она работает только в сухом и жарком климате. При сильных морозах такая дренажная система карнизного свеса должным образом не работает, а скопившийся водный конденсат рано или поздно проникнет в толщу утеплителя, и карнизный свес будет постепенно прогибаться под собственным весом. В этом случае приходится вскрывать гидроизоляцию и отводить конденсат через подшивку софитами.

Второй распространенной ошибкой является укладка пароизоляции без клеевой ленты. Впоследствии полотно либо съезжает к нижнему торцу стропил, либо проседает и оголяет край утеплителя для сконденсированных водяных паров. Если нет ленты, полотно можно наклеить на любом водостойком клее или герметике. Понятно, что полотнище гидроизоляции необходимо укладывать на рейки с запасом по 50-60 мм с каждой стороны. Это необходимо, чтобы скомпенсировать провис и деформацию материала.

Заключение

Для того чтобы правильно установить карнизный свес кровли под металлочерепицей, не нужно экономить на материалах и пытаться упрощать схему, использовать свои идеи и рацпредложения. Общее устройство узла было разработано специалистами и испытано многократно, поэтому лучше, чем профессионалы, сделать кровельный свес не получится. Любая импровизация или переработка конструкции, пусть даже с самыми благими намерениями, только ухудшит гидроизоляцию кровельного покрытия.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector